Каждой вещи — свое место

Родители знают, как трудно порой научить детей быть аккуратными, поддерживать порядок, класть каждую вещь на свое место. Между тем задачу заметно можно облегчить, умело используя игру на наблюдательность.

Предложите детям заметить, где и как лежат, стоят, висят различные домашние предметы.

Пусть дети выйдут из комнаты. Соберите на столе 10—13 небольших предметов, затем пригласите детей и предложите им вернуть каждый предмет на его постоянное место. Выигрывает тот, кто правильнее и быстрее расставит большее число предметов. Если играет один ребенок, он должен выполнить задание в какой-то определенный

срок.

Возможен и другой вариант: ведущий меняет предметы местами. Задача играющих — снова вернуть вещи на их постоянные Каждой вещи — свое место места. В таком варианте игра в семье может проводиться целый день, даже несколько дней, и повторяться. Взрослый незаметно перемещает отдельные предметы, а дети, занимаясь другими делами, играми, время от времени проверяют, все ли вещи в комнате на своих местах.

Игра настолько привлекает внимание детей к этой стороне домашнего быта, что потом привычка поддерживать порядок у них образуется сравнительно легко.

Как бы ни были заняты родители, они всегда могут найти 10— 15 минут, чтобы поиграть с детьми. Это так поднимает у всех настроение, что после легче работается. Недаром некоторые врачи называют игры «психическим витамином».

Продолжим эту игру в несколько измененном варианте Каждой вещи — свое место. Нужно приучить будущего школьника держать в порядке свои учебные пособия. Хорошо, если у него есть свой уголок — место для занятий, для хранения игрушек. Приобретая портфель, книжки, тетради, нужно с самого начала вместе с ребенком точно установить место для каждого предмета. Пусть он все свои вещи два-три раза разложит на столе и снова водворит их на место.

Вот когда можно и поиграть с ним. Пусть он выйдет из комнаты, старшие перекладывают в это время его вещи, прячут одну, две или кладут лишние.

Ребенок должен быстро определить, что не на месте, восстановить порядок, удалить лишнее и сказать, что спрятано Каждой вещи — свое место. С каждым разом это нужно делать все быстрее, все с большим числом вещей (конечно, сообразуясь с силами ребенка).

«Час веселых переодеваний»

В этой игре может принимать участие вся семья. Кто-то из старших, скажем, отец, пройдясь один раз по комнате, где собрались все, выходит из нее и старается побыстрее что-либо изменить в своем костюме, берет в руки какой-нибудь предмет, вкладывает в карман газету, чтобы она была видна, необычно сутулится и т. п.

Подготовившись таким образом, он входит в комнату, где его ждут играющие. Каждый старается поскорее уловить, что он изменил в своем внешнем виде, и сразу говорит об Каждой вещи — свое место этом.

Тот, кому удалось найти большее число изменений во внешнем виде, считается победителем.

«С какого звука начинается?»

Игра учит вслушиваться в речь, подбирать слова по заданному звуку — это развивает у детей фонетический слух и в дальнейшем поможет овладению грамотой.

На стол поставьте две игрушки, скажем, куклу и мишку. Пусть ребенок их назовет. Повторите с ним: «Кукла», «Мишка», акцентируя первые звуки «К» и «М». Теперь он должен вам дать игрушку, название которой начинается со звука, произнесенного вами.



После этого поставьте перед ребенком три (а затем четыре, пять и т. д.) предмета и проделайте то же самое. Несколько раз проведя эту игру Каждой вещи — свое место, вы сможете давать ему задания — по всей комнате искать предметы, названия которых начинаются со звука «а», «б» и т. д. Хорошо организовать соревнование: а кто первый найдет? Кто найдет еще на этот же звук?

«Любимые открытки»

Игры с картинками, открытками очень разнообразны, и к таким играм нетрудно придумать еще много вариантов. Картинки развивают и внимание, и память, и наблюдательность. «Любимые открытки» — одна из игр с картинками.

Берется несколько красочных открыток с интересным для детей содержанием, они раскладываются на столе. Играющие соревнуются между собой, кто раньше сумеет ответить на вопросы. Вопросы, конечно, ставятся в зависимости от содержания открыток Каждой вещи — свое место и с возрастающей трудностью. К примеру: на какой открытке больше красного цвета, синего, больше людей, растений, животных? Где показан труд, игра, спорт? Где праздничный, а где будничный день, объясни, почему ты так думаешь. Какая открытка самая красивая и почему?

«Не сразу, но догадаюсь»

Это тоже игра с картинкой. Нужно взять лист бумаги в два раза шире рассматриваемой картинки и посредине сделать в нем длинный вырез шириной в один сантиметр.

Наложив этот лист на картинку, положить ее перед играющими и медленно передвигать лист вправо и влево, чтобы дети постепенно увидели в прорезь всю картинку. Кто первый расскажет, что на ней изображено?

Эта Каждой вещи — свое место игра требует большого внимания, хорошей памяти, сообразительности...

«Палочка-узнавалочка»

Здесь нужна очень тонкая наблюдательность, но не зрительная или слуховая, а осязательная. Все играют с завязанными глазами.

Участники держат в правой руке карандаши длиной не меньше 10 сантиметров за самый конец, другая рука — за спиной

Ведущий ставит перед каждым играющим какой-либо предмет и кладет на него свободный конец карандаша.

Можно карандашом водить по предмету, постукивать по нему, но не дотрагиваться до него ничем, кроме карандаша. Если предмет падает, поднять его может только ведущий.

Играющие соревнуются в том, кто раньше других определит, что за. предмет перед ним, его размеры, материал, из Каждой вещи — свое место которого он сделан. Тот, кто с помощью «палочки-узнавалочки» узнал все это, поднимает ее вверх, и ведущий его спрашивает. Победителем считается тот, кто первый верно ответил на большую часть вопросов.

«Можно и без предметов»

В этой игре все нужно делать без предметов, но так, будто вы их действительно берете, передаете другому, бросаете. Нужно надеть сапоги, ничего не имея в руках, рисовать картинку, воображая перед собой бумагу и чувствуя в руке карандаш.

Дети-шестилетки прекрасно «пришивали» при нас пуговицы без иголки, нитки и пуговицы.

Итак, пусть дети пришьют пуговицу, накроют на стол, перебрасываются мячом, обрызгивают друг друга водой из Каждой вещи — свое место стакана и т. д Ведущий определяет, у кого все это выходит наиболее правдоподобно. Эта игра развивает воображение, требует большого внимания и наблюдательности, будит память.

Развитие наблюдательности, конечно, не исчерпывается только проведением игр. Многие пути для решения этой задачи должны находить сами родители. Укажем некоторые из них.

Повсюду у нас ведется строительство. Очень полезно приучить детей следить за всеми его этапами (не подходя близко к стройке). Это поможет наблюдательности и обогатит их знания.

Научите детей подмечать настроение человека, с которым они соприкасаются, степень его занятости в тот момент, когда они хотят к нему обратиться. Приучите их чувствовать обстановку и вести Каждой вещи — свое место себя, как она этого требует, когда они находятся в общественном месте — в кино, на улице.

Соревнуйтесь с ребенком: кто увидит больше интересного на коротком отрезке пути (в сто-двести метров).

ИГРАЕМ В «ШКОЛУ»

Школа не только предъявляет большие требования к развитию внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности ребенка. В школе также нужно подчиняться некоторым простым (но на первых порах трудным для ребенка) правилам поведения и работы: школьнику нельзя отвлекаться от занятий, он должен приучиться к сдержанности, усидчивости, собранности. Какое неприятное впечатление производит на нас расхлябанность и недисциплинированность ребят!

Как подготовить будущего школьника к этим новым для него требованиям? Опять нам на помощь приходит Каждой вещи — свое место игра. Нетрудно убедиться, что в игре ребенок значительно легче подчиняется правилам. Вот что пишет психолог Д Эльконин: «Малыша, например, трудно заставить тихо сидеть за столом, не мешая другим. Он то и дело отвлекается, задает вопросы и т. п. Если же ему надо сидеть тихо в игре, то он это делает без большого усилия и на протяжении более длительного времени. Это объясняется тем, что в игре правило не навязано ему, оно является его собственным правилом . »

Дети любят играть в школу. Хорошо, если у вас в семье или у соседей есть школьник (лучше из начальных классов) — он мог бы познакомить Каждой вещи — свое место ребенка (при вашей, разумеется, помощи) с тем, как проходят школьные занятия. Роль учителя, конечно, могут выполнять и сами родители.

Пусть «урок» длится минут двадцать, начинаясь и кончаясь звонком (если звонка нет, можно постучать металлической палочкой о что-нибудь звонкое). О содержании «уроков»-игр мы расскажем ниже. К «уроку» по заданию ведущего «учителя» дети должны подготовить все необходимое, должны вставать, когда он входит, если хотят что-нибудь сказать, должны поднять руку, должны спокойно сидеть до «звонка». На одном «уроке» можно провести две-три игры. Если это почему-либо не удается, проводите одну игру, начиная и кончая ее звонком.

Во что же мы Каждой вещи — свое место будем играть на «уроках»?

«Соедини части, подучишь целое»

Эта игра развивает усидчивость, сосредоточенность, а кроме того, требует, конечно, сообразительности и наблюдательности.

Нужны две одинаковые красочные открытки (лучше, если это будет иллюстрация к книге, изображение какого-нибудь сказочного персонажа), На одной из них срежьте белый ободок и попросите ребенка по ломаной линии разрезать эту открытку на две части. Из двух частей составить картинку нетрудно. Пусть теперь он снова разрежет полученные части и, глядя на целую открытку, попробует составить разрезанную. Повторите задание несколько раз: с каждым разом получается все больше частей, и составлять из них картинку становится все Каждой вещи — свое место трудней Когда игра уже не под силу ребенку, ее нужно прекратить.

Разрезанную на части и целую открытки положите в конверт. Ребенок с удовольствием будет еще пользоваться ими, научит этой ") игре товарищей.

«Бери не торопясь»

Очистите от серы 15 спичек. На десяти из них проведите карандашом или чернилами по одной поперечной полоске, на трех— по две и на двух — по три полоски.

Ведущий берет спички в кулак и, приподняв его сантиметров на пять над столом, раскрывает так, чтобы спички упали на стол кучкой. (По ходу игры спички придется рассыпать несколько раз )

Каждый по очереди — только двумя пальцами, названными ведущим (указательным и средним, средним Каждой вещи — свое место и мизинцем и т. п ), берет из кучки по одной спичке так, чтобы не задеть остальные. Если это не удалось, очередь переходит к другому. Каждая полоска на взятой спичке дает играющему одно очко. Выигрывает тот, кто первый наберет десять очков. (Если ребята умеют считать дальше десяти, -{ пусть договорятся о большем количестве очков.)

Отметим, что эта игра развивает, как и предыдущая, тонкую мускулатуру кисти Это важно для овладения письмом.

«Запоминай и малоинтересное»

Само название игры говорит о задаче, которая ставится перед детьми.

Ведущий накрывает газетой 15—20 предметов Затем он показывает их играющим один за другим Потом неожиданно просит кого-нибудь сказать, какие Каждой вещи — свое место три последних предмета были показаны За каждый правильно названный предмет играющий получает одно очко. Победит тот, кто за 5 минут игры наберет больше очков. (Разумеется, все должны быть спрошены одинаковое количество раз).

«Смешинка»

Рассмешить ребенка чрезвычайно легко Больших трудов стоит ему удержаться от смеха. Народная игра, которую мы предлагаем, может развить у ребенка умение сдерживаться, способность управлять собой

Один из играющих, делая несуразные движения, подражая животным, меняя голос, «по ошибке» путая названия предметов, смешит других. Дети должны не только удержаться от смеха, но даже не улыбаться, сохраняя совершенно равнодушное выражение лица. Кому это не удалось, платит фант.

«Не Каждой вещи — свое место все пальцы умельцы»

Перед каждым играющим кладется кучка из 10 очищенных от серы спичек. Ведущий говорит: «Сейчас мы узнаем, какие пальцы хорошо, ловко все делают, а какие нет».

Дается задание, как можно быстрее сложить из спичек прямую линию Вначале можно работать всеми пальцами обеих рук, затем — только пальцами левой руки, затем — большим и мизинцем, безымянным и средним, мизинцами обеих рук .

Раздав еще по шесть спичек, попросите детей построить четыре треугольника, три четырехугольника, потом «колодец» из 16 спичек.

За каждое хорошо выполненное задание начисляется одно очко

«Пять спичек»

В этой старинной игре пальцами обеих рук надо поднять пять спичек. Первую спичку — двумя большими пальцами, вторую — двумя Каждой вещи — свое место указательными, третью, четвертую и пятую — средними, безымянными и мизинцами. Выигрывает тот, кто первым выполняет задание.

Играть можно с закрытыми глазами, хорошо поупражнявшись.

«Запомни рисунок»

На листе из тетради по арифметике ведущий чертит квадрат в девять клеток. Стороны должны проходить только по линиям клеток. Внутри любых двух из них он ставит по точке. Поглядев на рисунок секунд пять, ребенок должен воспроизвести его по памяти на такой же бумаге.

В дальнейшем размеры квадрата и количество точек постепенно увеличиваются, квадрат заменяется прямоугольником. Усложняя игру, следует соответственно прибавлять время на выполнение задания.

«Знакомые буквы»

В эту игру можно играть, если ребята Каждой вещи — свое место знают хотя бы несколько букв Ведущий раздает газеты и просит каждого в заголовках, напечатанных крупным шрифтом, подчеркнуть одну какую-нибудь знакомую ему букву. Затем ребята, поменявшись газетами, должны поставить крестик над буквами, пропущенными товарищами. У кого окажется меньше всего крестиков, тот и выиграл

Можно провести и второй тур игры — пусть дети подчеркнут по две известные им буквы. После этого также проводится проверка.

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ Лавров А. С., Лаврова О. А.

ВОЗРАСТ. Шумилин Е. А

ЧЕЛОВЕК РОДИЛСЯ Шумилин Е. А

МЛАДЕНЧЕСТВО. Шумилин Е. А

ОТ ГОДА ДО ТРЕХ. Шумилин Е. А

МАЛЫШУ ИДЕТ ВТОРОЙ ГОД Шумилин Е. А

ЧТО УМЕЕТ ТРЕХЛЕТКА Шумилин Е. А

Как развивать речь. Ольшанникова А Каждой вещи — свое место.Е.

ВОСПИТАНИЕ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ Репина Т. А.

ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ Репина Т. А.

СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХИЧЕСКОГО МИРА Репина Т. А.

ИГРА — ВАЖНОЕ ЗАНЯТИЕ Репина Т. А.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Репина Т. А.

Развитие речи. Ольшанникова А.Е.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Репина Т. А.

Проступок — наказание. Лавров А. С., Лаврова О. А.

«Семья — маленький, но коллектив». Лавров А. С., Лаврова О. А.

О том, что мы называем симпатией. Репина Т. А.

«Хорошо» и «нельзя». Лавров А. С., Лаврова О. А.

О капризах и упрямстве. Репина Т. А.

О послушании. Лавров А. С., Лаврова О. А

Правдивость, честность, искренность

Воспитание маленького гражданина. Лавров А. С Каждой вещи — свое место., Лаврова О. А

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ. Лавров А. С., Лаврова О. А

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Резнюк Г. К.

Любите и научите любить. Турбина Е. И.

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. Репина Т. А.

Массаж и гимнастика детей раннего и дошкольного возраста. Сорочек Р. Г.

Игры в помощь завтрашнему школьнику. Гельфан Е. М.


documentacseyfx.html
documentacsffqf.html
documentacsfnan.html
documentacsfukv.html
documentacsgbvd.html
Документ Каждой вещи — свое место